Функциональная грамотность
Школа постоянно контролирует уровень подготовки обучающихся по всем предметам, но важно также оценивать умения детей применять полученные знания на практике, в самостоятельной жизни.
Формирование и оценка функциональной грамотности важный фактор развития у учащихся компетенций XXI века.
Чтобы формулировки и структура заданий не были неожиданными для участников исследования, предлагаем познакомиться с образцами заданий и попробовать выполнить их вместе с ребенком.
Здесь вы найдете образцы заданий:
- Примеры заданий в электронном формате
- Банк заданий для формирования и оценки функциональной грамотности обучающихся основной школы (5-9 классы)
- Открытый банк заданий по естественнонаучной грамотности
Составляющие функциональной грамотности |
|
---|---|
1. Читательская грамотность | способность человека понимать и использовать письменные тексты, размышлять о них и заниматься чтением, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни |
2. Естественно-научная грамотность |
способность человека занимать активную гражданскую позицию по вопросам, связанным с естественно-научными идеями |
3. Математическая грамотность |
способность формулировать, применять и интерпретировать математику в разнообразных контекстах: применять математические рассуждения; использовать математические понятия и инструменты |
4. Финансовая грамотность |
совокупность знаний, навыков и установок в сфере финансового поведения человека, ведущих к улучшению благосостояния и повышению качества жизни. |
5. Креативное мышление |
способность продуктивно участвовать в процессе выработки, оценки и совершенствовании идей, направленных на получение инновационных и эффективных решений, и/или нового знания, и/или эффектного выражения воображения. |
6. Глобальные компетенции |
сочетание знаний, умений, взглядов, отношений и ценностей, успешно применяемых при личном или виртуальном взаимодействии с людьми, которые принадлежат к другой культурной среде, и при участии отдельных лиц в решении глобальных проблем |
В рамках совместной реализации образовательной платформой Учи.ру (далее – платформа Учи.ру) и Институтом образования Высшей школы экономики (далее - Институт образования ВШЭ) инициатив, направленных на развитие функциональной грамотности, с 21 февраля по 7 апреля 2022 года реализуют проект по диагностике навыков читательской грамотности и кооперации, коммуникации, критического мышления (далее - 3К) для учеников 2-6 классов. Диагностика по читательской грамотности предполагает выполнение 2-3 заданий на работу с художественными или научно-познавательными текстами, рассчитанных на 40-60 минут. Задания направлены на проверку навыков:
- находить информацию в тексте;
- делать выводы на основе прочитанного;
- интерпретировать прочитанное;
- рефлексировать относительно формы и содержания текста.
Инструкция по читательской грамотности
Об организации работы по повышению функциональной грамотности
Муниципальный план:
Об утверждении плана-графика («дорожной карты») по формированию функциональной грамотности обучающихся
Школьный план:
План мероприятий по формированию функциональной грамотности обучающихся в МБОУ Малиновской СОШ
Приказ Департамента образования Орловской области от 28.12.2022 № 1969